Как банки сохраняют доходность в кризис

    08 июня

Резкое изменение экономической конъюнктуры, обусловленное внешними шоками, в конце прошлого года привело к разбалансировке финансовой системы. Сейчас мы можем говорить о том, что ситуация уже перестала носить непредсказуемый характер и постепенно стабилизируется, а макроэкономические показатели стали более умеренными. В этой связи стратегии банков изменились: идет поиск новых направлений развития бизнеса в сочетании с сокращением издержек – ключевой задачей для всех игроков.

Из-за снижения потребительского спроса, а следовательно, и объемов розничного кредитования банки рассматривают альтернативные способы сохранения доходности. В текущем году можно говорить о небольшом росте - до 10% - только в корпоративном секторе, который традиционно демонстрирует большую устойчивость в кризисных ситуациях. Вместе с тем, тренд последних лет – существенный сдвиг в сторону комиссионных продуктов и транзакционного обслуживания. Доходы банков, полученные от некредитных финансовых услуг, становятся все более ощутимыми. Например, существенно изменилось соотношение процентных и непроцентных (комиссионных) доходов в структуре корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала Росбанка: доля прибыли от комиссионных продуктов по итогам 2014 года увеличилась на 10% и стала доминирующей в структуре доходов, при этом объем совокупного корпоративного кредитного портфеля также вырос. Помимо этого значительную часть прироста портфеля обеспечивает документарный бизнес и конверсионные операции.

Краеугольным камнем рентабельности бизнес-модели любого банка является эффективность сети. Некоторые банки выбрали стратегию ухода из ряда малоперспективных регионов, другие – пошли по пути модернизации сети. Параллельно происходят процессы, связанные с перемещением офисов в экономически более привлекательные места. Стоимость аренды коммерческой недвижимости значительно снизилась от 5 до 25%: мы наблюдали эту тенденцию в разных районах Петербурга в связи с падением спроса и освобождением площадей. Другое направление оптимизации – укрупнение офисов, например, объединение нескольких отделений в одно большое с переездом на новое место или на базе более крупного офиса. В 2014-2015 гг, Северо-Западный филиал оптимизировал сеть в Санкт-Петербурге и регионах, сократив несколько офисов. Это было связано с переоценкой показателей эффективности каждого конкретного офиса в городах присутствия. Мы также реализуем проекты по перемещению офисов из арендуемых помещений с избыточной площадью (300 и более метров) в более компактные и удобные помещения и т.д. Весь этот комплекс мер дает ощутимый результат не только за счет сокращения издержек на 1 кв.м. площади, но и формирует доходы от продажи непрофильных активов, насчитывающие только по Северо-Западному филиалу более ста миллионов рублей. Так, например, только за счет оптимизации расходов на аренду действующих офисов в Санкт-Петербурге, экономия составила более 13 млн рублей. На текущий момент у Северо-Западного филиала 25 офисов в Санкт-Петербурге и 20 офисов в регионах СЗФО.

При развитии каналов обслуживания клиентов банки также ищут наиболее рентабельные и эффективные варианты. Самый дорогой сервис – это обслуживание в офисе. Поэтому для клиентов разрабатываются удобные дистанционные каналы. Такой подход выгоден и клиенту, так как он больше не «привязан» к конкретному отделению и его графику работы. Банки стимулируют клиентов осуществлять операции онлайн, предлагая более привлекательный курс конвертации, сниженные комиссии за переводы, открытие вкладов с повышенной ставкой, оплату услуг партнеров, ЖКХ без комиссии и многое другое.

Если не брать во внимание кризис, себестоимость ведения банковского бизнеса в любом случае будет возрастать, а доходы от предоставления услуг клиентам – снижаться, поэтому банки будут искать возможности для удешевления своей работы, например, благодаря развитию дистанционных сервисов и автоматизации бизнес-процессов. Уже хотя бы за счет увеличения тарифов и стоимости энергоресурсов темп роста себестоимости банковских услуг может достигать 7-10% в год. При этом не стоит забывать, что на банк возлагается законодательством все больше и больше контрольных функций, которые также требуют вложений и генерируют постоянные расходы. Но, безусловно, прямой корреляции между ростом затрат банка и тарифов не существует. Так или иначе, текущие условия требуют от банков становиться более эффективными и обратить внимание на те внутренние резервы, которые могут быть задействованы для поддержки рентабельности бизнеса.

Подписка на новости