Колонка в эксперт online Андрея Сумина, управляющего директора департамента продаж инвестиционно-банковских услуг Росбанка

    21 октября

Хеджирование как инструмент финансовой стабильности во внешнеэкономической деятельности

Высокая волатильность, охватившая валютные рынки в последние годы, привлекла внимание финансистов к теме активного страхования валютных рисков. Отмечу, что с 2013 по 2016 гг. амплитуда колебаний доллара США к рублю составила более 150%, по паре евро-рубль - более 110%. Как следствие, компании, занимающиеся экспортом и импортом продукции, столкнулись с большим влиянием эффекта от переоценки иностранной валюты в их балансах. Чтобы повысить предсказуемость финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности, используются инструменты хеджирования валютных рисков.

Цель хеджирования аналогична цели страхования - нивелировать результат возможного негативного воздействия валютного риска. И, как и в случае страховки, - хеджироваться имеет смысл до того, как риск неблагоприятного события состоялся. Как правило, если неблагоприятное изменение валютного курса уже произошло, стоимость инструментов хеджирования существенно возрастает и не всегда делает их использование экономически оправданным. Часто приходится сталкиваться со следующей трактовкой цели хеджирования: заработать на изменении валютных курсов. На наш взгляд, это неверный подход, который может привести к обманутым ожиданиям от действия инструментов хеджирования. К примеру, если вы страхуете автомобиль, вы не ставите себе целью заработать на страховке, а покупаете гарантию того, что в случае неблагоприятного развития событий, вам компенсируют потери от ущерба. Так и первоочередная цель хеджирования - не потерять средства при неблагоприятном движении валютного курса.

Инструментарий хеджирования достаточно обширен и в целом напоминает конструктор. Базовые элементы можно полноценно использовать по отдельности. Существует также вариант составления комбинации базовых продуктов и выстраивания конструкции с заданными параметрами исходя из потребностей клиента. При этом возможности опытного специалиста по структурированию практически не ограничены. Естественным ограничением здесь являются только финансовые возможности клиента - минимальный порог одной сделки по валютному хеджированию начинается от 100 тысяч долларов США либо эквивалент в других валютах.

Наиболее часто используемые инструменты хеджирования - валютный форвард и валютный опцион. Оба инструмента широко распространены и известны на международном финансовом рынке на протяжении многих лет. В России они стремительно набирают популярность, и мы склонны связывать эту тенденцию с повышением уровня финансовой грамотности руководителей компаний. Все чаще мы сталкиваемся с клиентами, которым не нужно объяснять саму суть продукта, им необходимо предложить решение и котировки по инструментам. На наш взгляд, это весьма позитивный тренд, свидетельствующий о росте культуры управления рисками в России.

Полная версия по ссылке 

Подписка на новости